+7 (495) 504-52-66

Team Building

 
Наши преимущества
Спортивный тимбилдинг
Творческий тимбилдинг
Интеллектуальный тимбилдинг
Советуем прочитать: Правила тимбилдинга
Советуем прочитать: Формирование команды - дань моде или требование времени?
Наши клиенты
Контактная информация
 

Правила тимбилдинга

 

Не надо в совершенстве владеть английским, чтобы перевести термин “тимбилдинг” – построение, создание, формирование команды. Однако провести его куда сложнее, чем перевести. Не все мероприятия подобного рода правильно выполняют свои задачи. Именно поэтому отношение к тимбилдингу у работников и руководства разное.

 

ЛЕНИВЕЦ СИД И БРИТАНСКИЕ ВМС

 

“Мы классная команда!” - любил говаривать ленивец Сид из “Ледникового периода”. Что может сплотить нескольких самодостаточных людей в команду, вдохновенно работающую над общим проектом? Специалисты считают, что тренинги по построению команды справятся с этой задачей. Главное – правильно все организовать.

 

По разным версиям, первый тренинг по тимбилдингу (teambuilding) – “веревочный курс” (rope’s course) – придумали либо для воспитания сплоченности британских королевских ВМС и шотландских полицейских, либо для реабилитации ветеранов вьетнамской войны в США. Результаты обнадежили, а сама идея приглянулась бизнесменам. В России тимбилдинг практикуют с середины 90-х. Причем с каждым годом все активнее. Среди причин его популярности – возросшее число слияний и поглощений в отечественном бизнесе, а также необходимость часто менять корпоративную конфигурацию, подстраивая ее под требования времени.

 

ПО МОЕМУ ВЕЛЕНИЮ

 

Тимбилдинг нужен для развития у сотрудников лидерских качеств и инициативы, способности быстро принимать решения в нестандартных ситуациях, настойчивости в решении задач.

 

По мнению специалистов, успешное преодоление трудностей совместными усилиями дает позитивный опыт и помогает, например, при запуске нового проекта, при слиянии или создании новых отделов и представительств, а также найме в компанию новых сотрудников. Командный тренинг помогает выявить и решить скрытые и явные конфликты, определить роли в коллективе, оценить сильные и слабые стороны группы. Коллеги вместе овладевают разными методами группового решения задач – мозговым штурмом, приемами планирования и контроля над выполнением намеченного. Но каждый понимает это по-своему: кое-где считают, что тимбилдинг – это корпоративные увеселения, заканчивающиеся застольем.

 

“Руководители фирмы прибегают к тимбилдингу в первую очередь для упрочения коллектива, командного духа, - говорит Григорий Крамской, психолог, тренер, старший консультант из компании “ЭКОПСИ Консалтинг”. - Кроме того, это необходимо для создания нужной им атмосферы и управления такими элементами корпоративной культуры, как межличностные взаимоотношения, взаимодействие между функциональными структурами и разными уровнями управления компанией. Тимбилдинг также помогает донести до сотрудников стратегические задачи и понимание миссии компании. При этом перед провайдером (организатором) руководители ставят задачи по-разному: одни четко указывают, что должно быть достигнуто. Другие в лучших отечественных традициях, уповают на то, что все произойдет как по мановению волшебной палочки, без особого участия самих руководителей. Когда программа мероприятия выстраивается четко под задачу фирмы, вероятность исполнения желаний очень высока. Когда же руководство по сути не готово и вместо конкретных задач существуют эмоциональные представления о результате, все зависит от вкуса той “пилюли”, которую даст “доктор”. Будет вкусно и приятно – все довольны. Но в этом случае есть риск снизить качество производственной части задач, а то и вовсе упустить их из виду”.

 

Самый первый тимбилдинг был для меня и самым интересным, - рассказывает Марина, топ-менеджер международной компании. - Правда, в нем не было ничего экстремального: не “веселые старты” на свежем воздухе, а деловые игры, интеллектуальное состязание – мне это очень понравилось. Я тогда еще занимала не очень высокую должность, а в игре принимали участие сотрудники всех уровней, и это давало возможность проявить себя, обратить на себя внимание именно какими-то профессиональными качествами, а не физической формой и спортивными успехами.

 

С “брутальным” тимбилдингом мне пришлось столкнуться на выездной конференции в Турции, когда нам предлагались серьезные спортивные задания, требовавшие немалых усилий. Почти все участники были крепкие юноши, среди них всего несколько женщин, и было страшно: казалось, что в пылу борьбы молодые “лоси” просто задавят хрупких девушек, которые, конечно же, не успевали за ними. Особо ярких впечатлений этот тимбилдинг не оставил: участники уже знали друг друга, так что сплачиваться было не нужно, да и времени на общение во время игр совсем не оставалось. Если бы мы были не знакомы, то, боюсь, не успели бы даже узнать, как кого зовут”.

 

ФАН ИЛИ ПРОФАН

 

“Тимбилдинг можно проводить по двум разным принципам: либо “фан” (fun – увеселительные мероприятия), либо объединение команды через психологические игры. “Различие очень тонкое, - поясняет Григорий Крамской. - Фан – это пейнтбол, рафтинг, уже упомянутый “веревочный курс”, то есть различные физические способы объединений. Это большое телесное вовлечение, часто экстремальное, и относительно мало нагрузки для мозгов. Последствия такого времяпрепровождения могут быть как полезны, так и разрушительны. В 1996 году один из украинских бизнесменов чуть не угробил (в буквальном смысле) крупную компанию: будучи владельцем бизнеса, он в приказном порядке отправил руководящий состав летать на дельтапланах. 300 человек “топов” взлетели... Один сломал руку, другой простудился… Люди после таких мероприятий стали просто разбегаться. Вот они, последствия неграмотно проведенного “фана”: сотрудники, особенно взрослые, состоявшиеся, как правило, не терпят такого отношения к себе”.

 

Совсем по-другому проходит тимбилдинг, когда под тренингом командообразования понимается действительно психологический процесс, в результате которого изменяется самоощущение человека в команде и появляется определенное командное сознание, но при этом не используются методы шокотерапии (вернее, они все же могут использоваться, но все приемы лежат в области психодинамики, психодрамы, а не физических упражнений).

 

“Мне было страшно, когда приходилось выполнять задания, связанные с угрозой для здоровья. Например, скакать по бревнышкам высотой метр-полтора, когда любое падение могло привести как минимум к вывиху или перелому ноги. От полета на тарзанке над пропастью я отказалась, поскольку когда-то видела, как веревка оборвалась и человек получил серьезные травмы.

 

Когда-то я работала в компании, где был серьезный разброс в возрасте команды руководителей. Примерно от 28 до 65 лет. И вот, чтобы соответствовать модным течениям, было решено провести тимбилдинг с выездом за город. Идея сама по себе была неплоха, поскольку в компании в тот момент было достаточно много новых людей и им нужно было влиться в коллектив. Но когда одинаковые задания предлагаются и молодым, и людям в возрасте, это вызывает только жалость и неловкость. А задания были сложные, требовавшие хорошей спортивной подготовки. Нужно было и быстро бегать, и лазать по канату, и ходить по тонким бревнам над глубокой ямой. Важно ведь еще и то, что “старики” пытались не ударить в грязь лицом и делать все наравне с молодежью. Печальное было зрелище… А потом, по традиции, застолье. И после дневного перенапряжения и вечерних возлияний одному пожилому участнику стало плохо с сердцем.

 

Я считаю, что серьезные спортивные задания можно давать только однородной молодежной команде. Если же люди разного возраста и физических данных, предпочтение нужно отдавать интеллектуальным играм. Очень удачно, например, проходил однажды поиск сокровищ, когда нужно было разгадывать тайны, чтобы найти путь к кладу”.

 

КОГО СТРОИМ?

 

К счастью, не все начальники готовы так рисковать жизнью и здоровьем своих сотрудников, как упомянутый выше украинский бизнесмен, так что летать, скорее всего, не придется.

 

Вариантов для проведения тимбилдинга много. Его можно устраивать в обычном тренинговом зале, в лесу, в горах… да хоть на островах Океании. Задания тоже могут быть различными: командные поиски клада, покорение высоты, совместный длительный лыжный поход или гонки на джипах.

 

Что касается “веревочного курса” (последовательное выполнение ряда заданий, дающее полезные уроки командной работы и лидерства), то и здесь вариантов масса. Тебе могут завязать глаза и заставить выбираться из лабиринта, пользуясь подсказками товарищей по команде. Или, не имея карты, найти маршрут по “минному полю”. А как тебе такое: участники команды создают круг, где каждый садится на колени к товарищу сзади? В таком положении команда должна совершить оборот, не нарушив монолитность кольца. Слабо?

 

Задания бывают проще и сложнее, но важно, чтобы опыт, полученный в ходе игры, помогал выстраивать дальнейшее взаимодействие в коллективе.

 

“Прохождение упражнения просто ради процесса не даст эффекта, - утверждает Григорий Крамской, - но правильно выстроенная цепочка с грамотными осознаниями, которые должным образом подчеркиваются и приводят к нужному выводу, дает опыт успешного командного взаимодействия. Плюс осознанный опыт успеха как определенный этап. Вообще для ведущего в тренинге главное не объединить людей, а дать им возможность объединиться. Потому что, когда людей “втискивают” в команду, слабые и середнячки вполне счастливы под неким лидером – искусственным или реальным, а у сильных возникает внутренний протест – их место заняли посторонние, да еще и ломают реальную команду. Последствия этого протеста могут проявиться не во время тренинга, а позже”.

 

Никакого особенного сплочения коллектива во время спортивных тимбилдингов я не замечала. Наоборот, сильная конкуренция, проявляющаяся во время игры внутри команды, зачастую переносится и на повседневные отношения. Похоже на школьные соревнования на уроке физкультуры: большинство участвует из-под палки, а побеждает тот, кто физически сильнее и наглее.

 

Пример позитивных эмоций для меня – участие команды компании (по футболу, волейболу и т.п.) в соревнованиях с другими фирмами, когда остальные сотрудники приходят поболеть за своих ребят, гордятся ими. А если после этого устроить небольшой пикник, то успех тимбилдингу обеспечен.

 

Очень хорошо работают и выездные семинары, где перемешиваются люди из разных отделов: они знакомятся, вместе выполняют задания, их знания и профессиональные навыки дополняют друг друга”.

 

НЕ ГОВОРИ "НИКОГДА"

 

Успешно провести подобное мероприятие можно и за день, но оптимальный вариант – два-три дня. Можно и дольше, но, если это не профанация под модной вывеской тимбилдинга, то это требует колоссальной подготовки и профессионализма организаторов.

 

При этом для участия в тимбилдинге не требуется какой-то специальной подготовки, поскольку организатор сначала оценивает коллектив, а уж потом предлагает руководству варианты тренингов.

 

А если у тебя уже был отрицательный опыт в прошлом? “Люди с нулевым или негативным опытом тренингов могут скептически относиться к любым формам обучения в тренинговой группе, - считает Григорий Крамской. - Но при качественно построенном процессе участники получают ответы на свои вопросы по теме тренинга и понимают, как дальше себя вести. Кроме того, процесс обучения построен таким образом, что это не только полезно, но и интересно.

 

Участие в хорошо построенных командообразующих тренингах позволяет человеку понять свою роль в команде (ту, которую он предпочитает), а также осознать пути своего развития. Конечно, это помогает и в построении карьеры. Но важно понимать, что если человек сам не проявляет активность, то никакие тренинги, курсы и программы ничего ему не дадут, кроме структурированного времяпрепровождения”.

 

Поощрять занятия сотрудников спортом, безусловно, нужно. Но разжигание нездоровой конкуренции никогда еще не шло на пользу общему делу. Интеллектуальные задания несколько лучше, однако и здесь в команде обязательно найдется неформальный лидер, который будет подавлять остальных. По-моему, построению команды лучше всего служат корпоративные мероприятия: совместные празднования Нового года, летние пикники, выезды на природу, выездные обучающие семинары. А для информирования сотрудников о том, как живут и работают соседние отделы и филиалы компании, можно создать свою газету, корпоративный сайт или даже радиопередачу. И еще, как показывает практика, только тщательная постоянная работа с персоналом помогает создать настоящую команду”.

 

Источник: cosmo.ru

 


StaffMax - группа компаний. Все права защищены. 2008

контактная информация